Нельзя развивать ум, оставляя без внимания сердце
Константинова Наталья Николаевна, учитель биологии
Часто в школе мои ученики на вопрос «Кем быть?», не задумываясь, отвечают: «Учителем». Я с улыбкой поощрительно киваю головой, а сама думаю: а знаете ли ты, что учителем вы станете не после окончания педагогического университета, а в результате многолетнего общения с учениками? Готовы ли вы день за днем отдавать себя работе, жертвуя личной жизнью и даже семьёй? Ведь учитель - прежде всего воспитатель, а уже потом преподаватель биологии, химии, математики, истории. А воспитание – процесс непрерывный, каждодневный, требующий полной самоотдачи.
Вдохновение учителя поистине неистощимо! Откуда же он берет силы, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью? У каждого педагога свой неповторимый путь…
Один мудрец задал окружающим его три вопроса:
- Какое дело у человека самое важное?
- Какое время у человека самое важное?
- Какой из людей для нас самый важный?
Люди по-разному считали наиболее важными, на их взгляд, дела, людей и времена. Тогда мудрец сказал им:
- Самое важное для нас в жизни дело - то, которое мы сейчас делаем.
- Самое важное время - тот момент, в котором мы живем.
- Самый важный для нас в жизни человек - тот, с которым мы сейчас имеем дело.
Мое дело - школа, мое место - урок, самый важный человек - ученик. Судьба ребенка, с которым имеешь дело, - самое важное. Нельзя учить вообще, в целом. Каждый человек уникален. В каждом классе, каждый год по-своему неповторим.
Что школа должна дать ребенку? Современные дети довольно требовательны. Учитель сегодня не единственный источник знаний, очень много других: TV, журналы, видео, интернет. Все очень яркое, интересное. Ребёнку трудно сориентироваться, найти и выбрать то, что ему действительно необходимо для развития. В связи с этим, на мой взгляд, сегодня новое качество образования связано с развитием умений мыслить, осваивать разные способы получения знаний, творить, проявлять ответственность и инициативу для достижения цели. Поэтому основная цель моей педагогической деятельности – создание условий для раскрытия индивидуальных познавательных и творческих способностей каждого учащегося.
Учить и учиться - вот мой девиз. Учить мыслить, постигать науку и жизнь, учить слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное - чувствовать. Учиться на ошибках, опираясь на знания. Для этого стараюсь создать благоприятную дружескую обстановку на уроке. Я обязательно обращаю внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотрю, как они воспринимают задания, как оценивают мою работу.
Чередуя виды деятельности на уроке, разнообразя формы организации занятий, дозируя домашние задания, стремлюсь сделать уроки здоровьесберегающими. «В здоровом теле – здоровый дух», - эта истина актуальна, как никогда. Только здоровая личность способна осознать свои силы, быть твёрдо уверенной в них, готова к смелым и решительным действиям, к победе. Как известно, самая дорогая победа - та, что добыта в нелегкой борьбе. Поэтому великое счастье учителя – видеть, как твои ученики восходят к вершинам знаний.
Идти рука об руку к вершинам, воспитывая Человека, доброго, чуткого, порядочного. Человека - личность, человека - творца. Учиться у детей открытости, искренности, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира. Учиться у коллег, но помнить: скопировать и повторить чужой путь нельзя, нужно искать свой путь, свою истину, ибо «каждый выбирает по себе».